E-Mail:
ferzikovodetskiisad@gmail.com
муниципального района "Ферзиковский район" Калужской области
Наш телефон
8 (48437) 31-209. Горячая линия 89105156098
Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Ферзиковский»» (далее – Программа) является документом, представляющим модель образовательной деятельности МДОУ. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию ребенка.
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и с учетом Примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- 3-е изд.. исп. И доп., М., Мозаика-Синтез, 2014 г.
Программа, согласно ФГОС ДО, состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений – не более 40%. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Нормативно-правовой базой для разработки программы является:
● Методические рекомендации по использованию примерной основной образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации. Министерство образования и науки Российской Федерации.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание, планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа направлена на:
● создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
● на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
● на решение задач федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Цель Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.
Задачи Программы:
●сохранение здоровья, эмоционального благополучия и своевременное всестороннее развитие каждого ребенка;
●создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
●максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
●творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
●вариативное использование образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
●уважительное отношение к результатам детского творчества;
●обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОО и семьи;
●Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствия давления предметного обучения.
Программа реализуется не только в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
Программа МДОУ «Детский сад «Ферзиковский»» может корректироваться в связи с изменениями:
нормативно-правовой базы дошкольного образования,
образовательного запроса родителей,
видовой структуры групп.
В образовательном процессе (вводятся новые программы и технологии)
Появились новые взаимосвязи с различными учреждениями и организациями;
Условий реализации Программы в связи с пополнением предметно-развивающей среды.
Цель реализации ООП ДО МДОУ «Детский сад «Ферзиковский»» — позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Три блока задач:
1. Задачи адаптации: | 2. Задачи социализации: | 3. Задачи самоутверждения: |
1.сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;2. обеспечить равные возможности для полноценного развития детей от 2х до 7 лет независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. | 1. приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства через формирование образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с максимальным привлечением к сетевому взаимодействию;2. формировать общую культуру личности, в том числе ценности здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылки к учебной деятельности;3. объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. | 1. создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;2.развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;3. формировать познавательные интересы и действие ребенка в различных видах деятельности.4. обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. |
Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ и с учетом Конвенции о правах ребенка, в основе которой заложены принципы:
• Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как периода жизни значимого самого по себе тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
• Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогов и других сотрудников ДОО) и детей;
• Уважение личности ребенка;
• Реализация Программы в формах, специальных для детей данной возрастной группы, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;
При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Программа реализует принципы дошкольного образования:
1. Принципы адаптации: | 2. Принципы социализации: | 3. Принципы самоутверждения: |
— полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возраcтy и особенностям развития);- возможность включения ребенка в образовательный процесс как полноценного его участника на разных этапах реализации Программы;- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. | — содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; — сотрудничество ДОО с семьей. | — учет этнокультурной ситуации развития детей;- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок активен в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. |
Программа строится на следующих методологических принципах и концептуальных подходах:
-соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
— сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
— соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности, что позволяет решать поставленные задачи и цели при использовании разумного «минимума» материала;
— обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников;
— строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей;
— основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
— предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только при проведении непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
— предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра;
— допускается варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
— строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации — русский. (ст.14)
В педагогическом процессе уделяется особое внимание организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интересам. В организованной предметно-развивающей среде осуществляется педагогически целесообразное, духовно-нравственное и личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка.
Национально-культурный компонент решается через непосредственно образовательную деятельность в виде образовательно-культурных и досуговых мероприятий, проводимых в образовательной организации в течение года.
Программа реализуется в условиях активности и солидарной ответственности за содержание и результаты всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, воспитанников).
Целостность образовательного процесса обеспечивается путем применения в группах общеразвивающей направленности комплексных и парциальных образовательных программ нового поколения.
Программа «Родник» (авт.-сост. Косарева В.Н.)
Цель программы – сформировать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста, приобщить детей к национальной культуре на интерактивных методах работы, которые предполагают историческое «погружение» (музейное пространство), соучастие в предлагаемом действии.
Задачи:
— познакомить с элементами материальной культуры ( знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;
— прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, обрядами, традициями, праздниками.
— способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к родине (русской культуре, русскому языку, природе)
— развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
— реализовать идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.
— объединять усилия ДОО и семьи, создавая единый контекст воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Применяются следующие принципы:
1.Принцип систематичности и последовательности
2. Принцип культуросообразности
3. Принцип сочетания научности и доступности исторического материала, учитывающий приоритет ведущей деятельности – игры.
4. Принцип интеграции – взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразной деятельности детей (программа может быть интегрирована с занятиями по развитию речи, познавательного и другого характера)
5. принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей. Задатков, возможностей детей при включении их в разные виды деятельности.
6. Принцип наглядности.
«Добрый мир. Православная культура для малышей»» под редакцией Л. Шевченко.
Содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» ООП ДО.
Данная программа дополняет ООП ДО по содержанию образовательных областей материалами духовно-нравственного характера, что обеспечивает преемственность в решении задач духовно-нравственного воспитания на уровне дошкольного и начального образования в соответствии со стандартами нового поколения.
Цель — развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.
Задачи:
•воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить детей различать добро и зло, любить добро, учить творить добро.
•создавать условия для восприятия целостной картины мира.
•воспитывать у детей любовь и уважение к нашей Родине через изучение национальных, культурных традиций нашего народа.
•развивать способность воспринимать литературное произведение и анализировать прочитанное, учить формулировать свои мысли, выражать свои чувства, обогащать словарный запас.
• формировать представления о формах традиционного семейного уклада.
• учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения, миролюбия;
•Побуждать детей к украшению своей души добрыми качествами.
Развивающая игровая технология З.Дьенеша и развивающая методика Д.Кюизенера.
Цель:
•формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных способностей и личностных качеств детей, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья дошкольников, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Ожидаемые результаты:
• Развитие дошкольников на «опережение»
• Развитие творческих способностей детей
•Улучшение качества речи
•Высокая познавательная активность дошкольников
•Сформированность элементарных математических представлений.
Информация
Уровень образования: дошкольное образование
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 5 лет
Язык, на котором осуществляется обучение: русский
Освоение образовательной программы дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации детей.
Численность воспитанников по реализации образовательной программы дошкольного образования: 258 воспитанников
Количество воспитанников с иностранным гражданством, поступивших в детский сад на обучение — 0 человек
Расписание каникул: 2 раза в год: 4 неделя марта, 4 неделя декабря