Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Педагогический коллектив МДОУ считает, что окружающая ребенка среда имеет приоритетное значение для его развития. И прежде всего она должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать улучшению здоровья и закаливанию организма, а неизменным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми.
В МДОУ «Детский сад «Ферзиковский»» пространство групп организовано в виде разграниченных зон («Центры активности», «Уголки»), оснащенные развивающим материалом (книги, игрушки, материалы для творчества и т.п.). Все предметы доступны детям. Оснащение развивающих центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течение дня игрушки, пособия, которые обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Создавая предметно-развивающую среду в группах, педагоги учитывают особенности своих воспитанников: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, пол, личностные качества, что способствует занятости детей по их интересам, склонностям, способностям; позволяет им спокойно себя чувствовать в помещениях детского сада. В каждой возрастной группе предметно-пространственная среда имеет свои отличительные признаки: а именно: в группах раннего возраста (2-3 г) для удовлетворения потребности в активном движении отведено достаточно большое пространство; в младших группах (3-4 г) - педагоги учитывают при организации игровой среды потребности детей данного возраста в сюжетно-ролевой игре с ролевыми атрибутами; в старшем дошкольном возрасте важно насыщенность игровым материалом, развивающим память, внимание, восприятие. Вместе с тем предметно-пространственная среда в группах МДОУ ориентирована на «зону ближайшего развития» ребенка и содержит как предметы и материалы, известные детям, так и те, которыми они овладевают с помощью взрослого, и, наконец, совсем незнакомые ему элементы среды. По мере исчерпаемости «зоны ближайшего развития» ребенка среда обновляется.
Кроме того, построение развивающей среды построено на следующих принципах:
1.Принцип обеспечения половых различий (предполагает наличие материалов и предметов, стимулирующих деятельность, в процессе которой происходит осознание ребенком принадлежности к определенному полу, возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности: игровые модули «Мастерская», наборы инструментов , подборка игр по гендерному воспитанию, атрибутика для СРИ «Семья», для мальчиков - наборы машин, крупногабаритных конструкторов, конструкторов «Лего» игровые модули «Гараж», «Мастерская», для девочек – «Магазин», «Парикмахерская», имеются кухонные блоки))
2. Принцип открытости – закрытости (присутствуют элементы живописи, которые органически входят в дизайн интерьера; среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я-образа». Во всех групповых помещзениях имеются зеркала, которые позволяют ребенку рассматривать себя; на стендах «Наше творчество» (группы) и на стене творчества «Мы рисуем, придумываем, творим» выставляются лучшие рисунки, поделки. Выстави семейного творчества (согласно годовому плану) являются традиционными в нашем саду, и каждый ребенок получает возможность не только познакомиться с результатами чьей-то творческой деятельности, но и узнать имя автора. Тематические выставки помогают детям лучше знакомиться с окружающим миром).
3. Принцип активности, самостоятельности и творчества (в группе есть мольберты, предметы для изобразительной деятельности; столики для дидактических игр и режиссерских игр, физкультурные уголки, уголки «ряжения», уголки «уединения»)
4. Принцип стабильности – динамичности (среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, количества мальчиков и девочек, реализуемой программы и определенной тематики)
Реализация вышеперечисленных компонентов среды позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в помещении детского сада и оказывает благоприятное воздействие на всестороннее развитие дошкольника, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.
Предметно-развивающая образовательная среда возрастных групп
Оборудование помещений дошкольного учреждения МДОУ «Детский сад «Ферзиковский»» является безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель в группе соответствует росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Пространство групповых помещений организовано в виде хорошо разграниченных центров и уголков, оснащенных в достаточном количестве развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы в групповой комнате доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение центров и уголков активноти меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
развития детей:
-уголки природы и погоды;
- уголки эксперимента
- патриотические уголки (старший дошкольный возраст)
- Центр продуктивной деятельности
- центр интеллектуального развития
-Театральные уголки
Помещения ДОО отличаются не только оригинальностью оформления, но и определенным стилем. Состояние зданий в данный момент оценивается как удовлетворительное.
В помещениях корпуса №1 произведен ремонт с использованием современных строительных материалов и покрытий. Учитывались сочетание цветовых гамм при покраске стен и линолеума в игровых, сочетание цвета стен и линолеума в спальнях и приемных.
Групповые помещения корпуса №1 имеют игровые комнаты и спальные. Помещения корпуса №2 спален не имеют. Помещения для детей светлые, уютные, достаточно просторные. Для создания единого ансамбля помещений в спальных комнатах шторы, покрывала подобраны в единой оригинальной цветовой композиции. Дополнением к данному интерьеру служат ковры. Все детские кроватки укомплектованы в полном объеме, со сменным постельным бельем в соответствии с требованиями СанПиН. При подборе и замене занавесок в групповых и кабинетах учитывается эстетическое окружение.
Каждая группа имеет отдельный вход, игровую и спальную комнаты, просторную раздевалку. В раздевалке находятся красивые детские шкафчики, с яркими картинками. Окна раздевальных комнат и туалетных комнат оснащены жалюзи, цветовая гамма которых гармонирует с цветом стен и плитки (в туалетных комнатах). В групповых раздевалках есть специальные стенды для родителей, для детского творчества, подставки с лепкой, информация для родителей о жизнедеятельности воспитанников в течение дня. Родители, ожидая ребенка, могут в удобной обстановке познакомиться с познавательной информацией красочных уголков, побеседовать с воспитателем, пообщаться с другими родителями и сверстниками своего ребенка.
В каждой возрастной группе существует свой интерьер, в зависимости от возраста детей и учебно-познавательной деятельности, с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Шкафчики, полочки, уголки во всех группах подобраны в одном стиле, но отличаются по форме, деталям, цветовому оформлению. Высота столов и стульев соответствует росту детей. Расположение мебели может изменяться в зависимости от того, чем занимаются дети. Наборы детской мебели способствуют организации сюжетно-ролевых игр. Для игр в магазин, поликлинику, дочки-матери подобраны тематические коллекции игрушек, приготовлены необходимые атрибуты. Если кто-то захочет уединиться, он может спрятаться за ширмой или перегородкой. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки мелкого и среднего размера дети используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры. Игровая мебель учитывает разнообразие детских интересов в совокупности с современным дизайном.
Спальные комнаты в корпусе №2 – это стационарные, отдельные от групповых помещения, где царит сонное царство малышей. Трехъярусные детские кроватки расставлены по всей комнате, их украшают красивые покрывала.. Шторы на окнах гармонируют в единой цветовой гамме, они позволяют создать в спальной приглушенный свет и спокойную обстановку. На полу лежат ковры. Здесь же стоит рабочий стол педагога, чтобы время сон часа воспитатель мог использовать для подготовки к учебно-воспитательному процессу
В каждом отдельном корпусе создан свой интерьер, своя неповторимая атмосфера. Это идеальный шанс для проявления творчества педагогов и наглядный пример для детей и их родителей.
В процессе учебной, игровой, познавательной, трудовой деятельности дошкольники выполняют интенсивную зрительную работу. Они преимущественно действуют с предметами, пособиями, игрушками на близком расстоянии, напрягая при этом оптическую систему глаз. Поэтому одной из важных мер охраны зрения является создание оптимальных условий для зрительной работы. Это прежде всего достаточный уровень и хорошее качество освещения и правильная организация рабочего места. В связи с этим большое внимание пришлось уделить освещению групповых комнат, т.к. помимо физиологического, оно имеет и психическое значение. Во время ремонта корпуса №1 все лампы накаливания были заменены на новые люминесцентные лампы. Люминесцентное освещение экономичное, так как при одних и тех же затратах электроэнергии достигаются более высокие уровни освещенности. Благодаря люминисцентному освещению обеспечивается равномерный рассеянный свет в любое время дня (особенно в зимний период). Аналогичная работа будет проведена и в помещениях корпуса №2.
Материально-техническая база учреждения ежегодно обновляется, обогащается. Администрация ведет систематическую работу по ее укреплению.
Научность любой трудовой деятельности невозможна без использования современных технических средств. Руководствуясь этим принципом было приобретено: компьютера, ноутбуки, программное обеспечение, принтеры, модемы, сканеры, ксероксы, мультимедио –система.
Реклама и маркетинг - это те составляющие, которые позволяют выжить любому учреждению в современном мире. Преследуя эти цели, ДОО приобрело фотоаппарат. Интересные занятия, детские праздники, встречи с родителями можно отснять и просмотреть, чтобы осветить жизнедеятельность детского сада в полном объеме. Фотоснимки реально иллюстрируют деятельность педагогов, увлечения воспитанников, фотоматериал дает возможность участвовать в районных конкурсах. В настоящее время много внимания в педагогике отводится нетрадиционным средствам обучения. Вот и наш детский сад, шагая в ногу со временем, приобрел мультимедиа-систему, чтобы сделать процесс обучения дошкольников более интересным. Огромное количество слайдов на разнообразные темы позволяет проиллюстрировать учебный материал наглядно.
Развивать музыкальные способности воспитанников помогают ноутбук с большой подборкой музыкального материала, которые приобретены в каждую возрастную группу. Для музицирования «детских оркестров» имеются так же следующие музыкальные инструменты: бубенцы, колокольчики, маракасы, металлофоны, бубны, кастаньеты, барабан, дудочки...