Объявление

МДОУ "Детский сад "Ферзиковский"" МР "Ферзиковский район"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Ферзиковский"" муниципального района "Ферзиковский район" Калужской области

Доступная среда



Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.

      Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

        Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Доступная среда для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

   Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

   В России началась реализация программы по созданию доступной (безбарьерной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

   Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

   Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 - 2020 ГОДЫ

      Федеральные документы

  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
  • Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (с изменениями и дополнениями)
  • Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями на 18 августа 2016 года)
  • Приказ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальнойэкспертизы, и их форм»
  • Приказ от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -  образовательным программам дошкольного образования"  (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)

 ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ

  • Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.  
  • Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез). 
  • Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя. 
  • Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. 
  • Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.
  • Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.
  • При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам. А Вам понять его. 
  • При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. 
  • Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.  
  • Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать.

Работа педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

в детском саду

        Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

       Определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

     Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

  •   с нарушением слуха;
  •   с дисфункцией речи;
  •   с патологией опорно-двигательного аппарата;
  •   с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
  •   с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
  •   дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.

        Цель психолого-педагогического сопровождения - создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

        Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  •  возможность освоения детьми с ОВЗ образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих детский сад.

  • Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса.
  • Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями).
  • Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК психолого-педагогическим консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ.
  • Составление сетки занятий и перспективного плана для  детей,  обучающихся по коррекционным программам.
  • Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ.
  •  Реализация индивидуального образовательного маршрута.
  •  Проведение промежуточной диагностики и анализ.
  •  Консультирование родителей.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОО (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

  •   организует взаимодействие педагогов;
  •   разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
  •   проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  •   организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  •   повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  •   проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  •  диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
  •  составляет индивидуальные планы развития
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
  •  консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы

Музыкальный руководитель:

  •  Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
  •  Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
  •   Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др. 

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики. 

Медицинский персонал:

  •  проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  •  осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

 Информация для родителей

      Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.

       План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

 - беседа с родителями

 - изучение медицинской карты ребенка

 - обследование физического развития

 - обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

         Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

Информация

об условиях питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Организация питания соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим порядок оказания государственной услуги.

    В МДОУ осуществляется посредством реализации основного меню, включающего горячее питание. За основу составления примерного 10-дневного меню положены среднесуточные нормы питания на одного ребенка в день («Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (СанПиН 2.3/2.4.3590-20, раздел 8)

Ребенок-инвалид или ребенок с ОВЗ обеспечивается горячим питанием.  Для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании,  имеется  индивидуальное меню , разработанное с учетом заболевания ребенка в соответствии с требованиями, представленными родителями (законными представителями) назначениями лечащего врача.

           Для обеспечения качественного питания пищеблок МДОУ оборудован необходимым кухонным оборудованием, отвечающим требованиям СанПин. В МДОУ   организовано 4-разовое питание в соответствии с ассортиментом блюд Примерного 10 – дневного меню.

           В рационе детей ежедневно на завтрак - молочные каши, омлеты, бутерброды, чай, кофе, какао; на обед - свежие овощи или салаты, первые блюда, гарниры и вторые горячие мясные блюда, напитки; на полдник - кисломолочная продукция с выпечкой.  Второй завтрак составляют соки, фрукты.

           Приготовление блюд для детей ДОУ осуществляется на основании технологических карт, где указана рецептура блюд, технология приготовления, температура подачи блюда, требования к качеству готового блюда, пищевая и энергетическая ценность, содержание минеральных веществ и витаминов.

    Закупка продуктов питания производится по договорам с поставщиками. Все продукты имеют сертификат соответствия. Качество продуктов проверяется медицинским работником, кладовщиком и поваром. Бракеражная комиссия осуществляет ежедневный контроль качества пищи. Дети обеспечены соответствующей посудой для приёма пищи. Выдача пищи проходит согласно графику с учётом тёплого и холодного времени года.

   Для родителей (законных представителей) ежедневно в холлах и групповых помещениях детского сада вывешивается меню, утверждённое заведующей МДОУ.

Информация

 об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ 

В МДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизнии здоровья детей, инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13:

  • проводится ежедневный утренний прием детей воспитателями и (или) мдицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) . Настоящие правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в ДОО.
  • Медицинский персонал детского сада тщательно контролирует и координирует весь образовательный процесс в учреждении, следит за соблюдением правил, требований и норм.

2)      1 раз в неделю медицинский работник проводит осмотр детей.

В целях обеспечения охраны здоровья обучающихся проводятся следующие мероприятия:

  • ведение календаря профилактических прививок,
  • осмотр дошкольников на энтеробиоз,
  • регулярный осмотр воспитанников на педикулез,
  • измерение антропометрических данных,
  • работа бракеражной комиссии,
  • системная работа по профилактике и предупреждению травматизма среди воспитанников во время образовательного процесса и соблюдения режимных моментов.

Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида:

- функционирование в  МДОУ психолого-педагогического консилиума;

- обследование детей с нарушениями развития Центральной психолого-медико-педагогической комиссией (1 раз в год);

- разработана и реализуется адаптированная образовательная программа для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи);

- реализация индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для лиц с ОВЗ;

- использование   современных педагогических технологий   при коррекции нарушений развития лиц с ОВЗ;

- при создании условий образовательной деятельности в МДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности детей с ОВЗ;

- обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;

- систематическая коррекционно-развивающая работа учителей-логопедов и педагога-психолога, чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;

- повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса;

- корректировка времени для выполнения заданий;

- снижение темповых нагрузок;

- стимулирующая помощь взрослого;

- тесное взаимодействие педагогов-специалистов и воспитателей, и родителей в образовательном процессе;

- снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий;-  подбор специального дидактического материала;

Обеспечение безопасности ДОУ

  • круглосуточная охрана через кнопку тревожной сигнализации;
  • организация поста  физической охраны и подключение системы СКУД;
  • видеонаблюдение по периметру территории и внутри здания МДОУ;
  • автоматическая пожарная сигнализация;
  • запасные противопожарные выходы;
  • тренировочные занятия с сотрудниками и детьми по действиям в случае ЧС;
  • ограждение территории МДОУ;
  • ночное освещение территории МДОУ.

В МДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности.

Обеспечение безопасности жизни и деятельности ребенка в здании и на прилегающей к МДОУ территории:

  • Территория участка ограждена металлическим забором высотой 1,5м.
  • Имеются игровые площадки для каждой возрастной группы + спортивная площадка, на каждой площадке установлено стационарное игровое оборудование – малые архитектурные формы, соответствующие возрасту детей.
  • Игровое оборудование и постройки безопасные, с приспособлениями, дающими возможность ребёнку двигаться, играть. Обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Соблюдаются правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

 


Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ

При поступлении в МДОУ ребенка с ОВЗ или ребенка инвалида создаются необходимые условия для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья.

     В МДОУ функционируют специальные помещения и зоны:

  • медицинский кабинет (кабинет приёма, процедурный, изолятор);
  • музыкальный зал;
  • физкультурный зал;
  • кабинет педагога-психолога;
  • 2 кабинета учителя-логопеда;
  • Комната Природы
  • Зона "умных досок" (бизиборды)
  • Зона краеведения "Азбука юного калужанина"
  • Метеоплощадка (на территории детского сада)

              Все помещения оборудованы в соответствии с их функциональным назначением и соблюдением санитарно – гигиенических требований. Помещения оснащены необходимым оборудованием и пособиями для организации совместной деятельности педагогов с воспитанниками, в том числе с детьми с ОВЗ. В музыкальном и спортивном зале есть необходимое оборудование для проведения музыкальных и физкультурно-оздоровительных мероприятий с воспитанниками.           Имеется достаточное количество различных атрибутов для проведения коррегирующих упражнений для коррекции осанки, плоскостопия: мячи, рукавички, мячи-прыгуны, массажные коврики и дорожки. В каждой группе оборудованы спортивные уголки. Для организации работы на свежем воздухе есть спортивная площадка.

             Основной структурной единицей МДОУ является группа общеразвивающей направленности.  В МДОУ функционируют 12 групп: 2 группы раннего возраста (2-3 г), и 10 дошкольных групп (3-7 лет). В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

   В группах предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных особенностей детей. В каждой возрастной группе образовательная среда обеспечивает игровую, двигательную, коммуникативную деятельность. Среда групп пополняется современным игровым оборудованием.

      Предметная среда всех помещений (группы, коридоры, учебные кабинеты)   насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции

     При необходимости среда МДОУ будет обновляться с учетом потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов.

 

Вид помещения Адрес места нахождения М2 Кол-во мест Специальные условия для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Библиотека детской и справочной литературы в методическом кабинете 249800, Калужская область, Ферзиковский район, пос.Ферзиково, ул.Колхозная, д.3 24,9 0 Не указано
Пищеблок 249800, Калужская область, Ферзиковский район, пос.Ферзиково, ул.Колхозная, д.3 41,5 - Не указано
Медицинский блок 249800, Калужская область, Ферзиковский район, пос.Ферзиково, ул.Колхозная, д.3 21,8 - Не указано

Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида:

- функционирование в  МДОУ психолого-педагогического консилиума;

- обследование детей с нарушениями развития Центральной психолого-медико-педагогической комиссией (1 раз в год);

- разработана и реализуется адаптированная образовательная программа для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи);

- реализация индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для лиц с ОВЗ;

- использование   современных педагогических технологий   при коррекции нарушений развития лиц с ОВЗ;

- при создании условий образовательной деятельности в МДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности детей с ОВЗ;

- обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;

- систематическая коррекционно-развивающая работа учителей-логопедов и педагога-психолога, чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;

- повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса;

- корректировка времени для выполнения заданий;

- снижение темповых нагрузок;

- стимулирующая помощь взрослого;

- тесное взаимодействие педагогов-специалистов и воспитателей, и родителей в образовательном процессе;

- снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий;

-  подбор специального дидактического материала;

Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ОВЗ.

В МДОУ ведется работа по созданию безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ.

 

Информация об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 Реализация образовательных программ, в том числе адаптированной образовательной программы (АОП), не предусматривает применение программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В МДОУ имеется доступ к сети Интернет. К сети подключены 100% компьютеров ДОУ.

Воспитанники МДОУ не имеют доступа к электронным образовательным ресурсам.

Доступ педагогических работников к информационным ресурсам осуществляется в целях получения ими информации и качественного осуществления педагогической, научной, методической или исследовательской деятельности.

    На официальном сайте МДОУ имеется версия для слабовидящих.

Электронные образовательные ресурсы о помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ.

      Самостоятельный доступ воспитанников к сети Интернет, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ исключен.

       На разных этапах коррекционной работы активно используются информационно-компьютерные технологии, которые позволяют активизировать компенсаторные механизмы и призваны способствовать эффективной коррекционной работы по восстановлению нарушенных функций, в том числе указанные технологии приспособлены для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

    Основными направлениями коррекционно-развивающих занятий являются логопедическая практика, развития навыков распознания цвета и формы, знакомство с основами безопасной жизнедеятельности, поощрение и развитие творческого мышления воспитанников МДОУ.

 


Электронные образовательные ресурсы о помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ.

      Самостоятельный доступ воспитанников к сети Интернет, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ исключен.

       На разных этапах коррекционной работы активно используются информационно-компьютерные технологии, которые позволяют активизировать компенсаторные механизмы и призваны способствовать эффективной коррекционной работы по восстановлению нарушенных функций, в том числе указанные технологии приспособлены для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

    Основными направлениями коррекционно-развивающих занятий являются логопедическая практика, развития навыков распознания цвета и формы, знакомство с основами безопасной жизнедеятельности, поощрение и развитие творческого мышления воспитанников МДОУ.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской и пр.) воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ имеется коррекционное оборудование: зона бизибордов («Цветоландия», «Теремок»), мягкие модули, мягкие маты, «сухой бассейн», массажные мячи, набивные мячи, «дорожки здоровья», большое количество дидактических  игр для развития  мелкой моторики

Документы
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (.pdf, 3.3 МБ)
Приказ "О назначении ответственных работников за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов" (.pdf, 807.2 КБ)
Положение о психолого-педагогическом консилиуме (.pdf, 1.3 МБ)
Положение о комиссии по организации обследования и паспортизации объекта социальной инфраструктуры МДОУ (.pdf, 727.6 КБ)
Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объекта и предоставляемых услуг (.pdf, 2.0 МБ)
План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ объектов и услуг в МДОУ (.pdf, 688.1 КБ)
"Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО" (.docx, 16.0 КБ)
"Организация работы педагогов с набором бизибордов "Теремок" (.docx, 15.5 КБ)
"Организация педагогической работы с бизибордом "Цветоландия" (.docx, 15.4 КБ)
"Как разговорить дошкольника?" (.docx, 1.5 МБ)
"Инклюзивный дошкольник в группе" (.docx, 17.3 КБ)
Бизиборды - комплексное средство развития дошкольниов (.docx, 1.4 МБ)
Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (.pdf, 1.2 МБ)