Доступная среда
Сегодня в России насчитывается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в образовательный процесс.
Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Доступная среда для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию доступной (безбарьерной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2011 - 2020 ГОДЫ
Федеральные документы
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (с изменениями и дополнениями)
- Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (с изменениями на 18 августа 2016 года)
- Приказ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальнойэкспертизы, и их форм»
- Приказ от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы»
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДОМ
- Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
- Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез).
- Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя.
- Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
- Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.
- Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.
- При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам. А Вам понять его.
- При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне.
- Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет и Вас было хорошо видно.
- Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом..?» тому, кто не может видеть или слышать.
Работа педагогов с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
в детском саду
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
- с нарушением слуха;
- с дисфункцией речи;
- с патологией опорно-двигательного аппарата;
- с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
- с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
- дети с сочетанными, сложными нарушениями развития.
Цель психолого-педагогического сопровождения - создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ОВЗ образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.
Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, посещающих детский сад.
- Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса.
- Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями).
- Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК психолого-педагогическим консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ.
- Составление сетки занятий и перспективного плана для детей, обучающихся по коррекционным программам.
- Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ.
- Реализация индивидуального образовательного маршрута.
- Проведение промежуточной диагностики и анализ.
- Консультирование родителей.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОО (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Педагог-психолог:
- организует взаимодействие педагогов;
- разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
- проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
- организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
- повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
- проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
- диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
- составляет индивидуальные планы развития
- проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
- консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы
Музыкальный руководитель:
- Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей
- Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
- Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Воспитатель:
- проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
- воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
- организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
- применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
- консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
- проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
- осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Информация для родителей
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
- беседа с родителями
- изучение медицинской карты ребенка
- обследование физического развития
- обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Информация
об условиях питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Организация питания соответствует нормативно-правовым актам, регулирующим порядок оказания государственной услуги.
В МДОУ осуществляется посредством реализации основного меню, включающего горячее питание. За основу составления примерного 10-дневного меню положены среднесуточные нормы питания на одного ребенка в день («Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (СанПиН 2.3/2.4.3590-20, раздел 8)
Ребенок-инвалид или ребенок с ОВЗ обеспечивается горячим питанием. Для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании, имеется индивидуальное меню , разработанное с учетом заболевания ребенка в соответствии с требованиями, представленными родителями (законными представителями) назначениями лечащего врача.
Для обеспечения качественного питания пищеблок МДОУ оборудован необходимым кухонным оборудованием, отвечающим требованиям СанПин. В МДОУ организовано 4-разовое питание в соответствии с ассортиментом блюд Примерного 10 – дневного меню.
В рационе детей ежедневно на завтрак - молочные каши, омлеты, бутерброды, чай, кофе, какао; на обед - свежие овощи или салаты, первые блюда, гарниры и вторые горячие мясные блюда, напитки; на полдник - кисломолочная продукция с выпечкой. Второй завтрак составляют соки, фрукты.
Приготовление блюд для детей ДОУ осуществляется на основании технологических карт, где указана рецептура блюд, технология приготовления, температура подачи блюда, требования к качеству готового блюда, пищевая и энергетическая ценность, содержание минеральных веществ и витаминов.
Закупка продуктов питания производится по договорам с поставщиками. Все продукты имеют сертификат соответствия. Качество продуктов проверяется медицинским работником, кладовщиком и поваром. Бракеражная комиссия осуществляет ежедневный контроль качества пищи. Дети обеспечены соответствующей посудой для приёма пищи. Выдача пищи проходит согласно графику с учётом тёплого и холодного времени года.
Для родителей (законных представителей) ежедневно в холлах и групповых помещениях детского сада вывешивается меню, утверждённое заведующей МДОУ.
Информация
об условиях охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
В МДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизнии здоровья детей, инвалидов и лиц с ОВЗ в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13:
- проводится ежедневный утренний прием детей воспитателями и (или) мдицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) . Настоящие правила и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в ДОО.
- Медицинский персонал детского сада тщательно контролирует и координирует весь образовательный процесс в учреждении, следит за соблюдением правил, требований и норм.
2) 1 раз в неделю медицинский работник проводит осмотр детей.
В целях обеспечения охраны здоровья обучающихся проводятся следующие мероприятия:
- ведение календаря профилактических прививок,
- осмотр дошкольников на энтеробиоз,
- регулярный осмотр воспитанников на педикулез,
- измерение антропометрических данных,
- работа бракеражной комиссии,
- системная работа по профилактике и предупреждению травматизма среди воспитанников во время образовательного процесса и соблюдения режимных моментов.
Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида:
- функционирование в МДОУ психолого-педагогического консилиума;
- обследование детей с нарушениями развития Центральной психолого-медико-педагогической комиссией (1 раз в год);
- разработана и реализуется адаптированная образовательная программа для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи);
- реализация индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для лиц с ОВЗ;
- использование современных педагогических технологий при коррекции нарушений развития лиц с ОВЗ;
- при создании условий образовательной деятельности в МДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности детей с ОВЗ;
- обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;
- систематическая коррекционно-развивающая работа учителей-логопедов и педагога-психолога, чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;
- повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса;
- корректировка времени для выполнения заданий;
- снижение темповых нагрузок;
- стимулирующая помощь взрослого;
- тесное взаимодействие педагогов-специалистов и воспитателей, и родителей в образовательном процессе;
- снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий;- подбор специального дидактического материала;
Обеспечение безопасности ДОУ
- круглосуточная охрана через кнопку тревожной сигнализации;
- организация поста физической охраны и подключение системы СКУД;
- видеонаблюдение по периметру территории и внутри здания МДОУ;
- автоматическая пожарная сигнализация;
- запасные противопожарные выходы;
- тренировочные занятия с сотрудниками и детьми по действиям в случае ЧС;
- ограждение территории МДОУ;
- ночное освещение территории МДОУ.
В МДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности.
Обеспечение безопасности жизни и деятельности ребенка в здании и на прилегающей к МДОУ территории:
- Территория участка ограждена металлическим забором высотой 1,5м.
- Имеются игровые площадки для каждой возрастной группы + спортивная площадка, на каждой площадке установлено стационарное игровое оборудование – малые архитектурные формы, соответствующие возрасту детей.
- Игровое оборудование и постройки безопасные, с приспособлениями, дающими возможность ребёнку двигаться, играть. Обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Соблюдаются правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ
При поступлении в МДОУ ребенка с ОВЗ или ребенка инвалида создаются необходимые условия для организации образовательного процесса с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В МДОУ функционируют специальные помещения и зоны:
- медицинский кабинет (кабинет приёма, процедурный, изолятор);
- музыкальный зал;
- физкультурный зал;
- кабинет педагога-психолога;
- 2 кабинета учителя-логопеда;
- Комната Природы
- Зона "умных досок" (бизиборды)
- Зона краеведения "Азбука юного калужанина"
- Метеоплощадка (на территории детского сада)
Все помещения оборудованы в соответствии с их функциональным назначением и соблюдением санитарно – гигиенических требований. Помещения оснащены необходимым оборудованием и пособиями для организации совместной деятельности педагогов с воспитанниками, в том числе с детьми с ОВЗ. В музыкальном и спортивном зале есть необходимое оборудование для проведения музыкальных и физкультурно-оздоровительных мероприятий с воспитанниками. Имеется достаточное количество различных атрибутов для проведения коррегирующих упражнений для коррекции осанки, плоскостопия: мячи, рукавички, мячи-прыгуны, массажные коврики и дорожки. В каждой группе оборудованы спортивные уголки. Для организации работы на свежем воздухе есть спортивная площадка.
Основной структурной единицей МДОУ является группа общеразвивающей направленности. В МДОУ функционируют 13 групп: 2 группы раннего возраста (2-3 г), и 10 дошкольных групп (3-7 лет), 1 смешанная дошкольная группа (разновозрастная) (2-7 лет). В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.
В группах предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных особенностей детей. В каждой возрастной группе образовательная среда обеспечивает игровую, двигательную, коммуникативную деятельность. Среда групп пополняется современным игровым оборудованием.
Предметная среда всех помещений (группы, коридоры, учебные кабинеты) насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции
При необходимости среда МДОУ будет обновляться с учетом потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
кабинеты учителей-логопедов - 2
кабинет педагога-психолога - 1
игровой комплекс на территории учреждения - 1
песочница для детей-инвалидов - 1
Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида:
- функционирование в МДОУ психолого-педагогического консилиума;
- обследование детей с нарушениями развития Центральной психолого-медико-педагогической комиссией (1 раз в год);
- разработана и реализуется адаптированная образовательная программа для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи);
- реализация индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для лиц с ОВЗ;
- использование современных педагогических технологий при коррекции нарушений развития лиц с ОВЗ;
- при создании условий образовательной деятельности в МДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности детей с ОВЗ;
- обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;
- систематическая коррекционно-развивающая работа учителей-логопедов и педагога-психолога, чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;
- повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса;
- корректировка времени для выполнения заданий;
- снижение темповых нагрузок;
- стимулирующая помощь взрослого;
- тесное взаимодействие педагогов-специалистов и воспитателей, и родителей в образовательном процессе;
- снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий;
- подбор специального дидактического материала;
Обеспечение доступа в здание инвалидов и лиц с ОВЗ.
В МДОУ ведется работа по созданию безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ. При входе в здание оборудован пандус.
Информация об использовании при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Реализация образовательных программ, в том числе адаптированной образовательной программы (АОП), не предусматривает применение программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В МДОУ имеется доступ к сети Интернет. К сети подключены 100% компьютеров ДОУ.
Воспитанники МДОУ не имеют доступа к электронным образовательным ресурсам.
Доступ педагогических работников к информационным ресурсам осуществляется в целях получения ими информации и качественного осуществления педагогической, научной, методической или исследовательской деятельности.
На официальном сайте МДОУ имеется версия для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы о помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ.
Самостоятельный доступ воспитанников к сети Интернет, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ исключен.
На разных этапах коррекционной работы активно используются информационно-компьютерные технологии, которые позволяют активизировать компенсаторные механизмы и призваны способствовать эффективной коррекционной работы по восстановлению нарушенных функций, в том числе указанные технологии приспособлены для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Основными направлениями коррекционно-развивающих занятий являются логопедическая практика, развития навыков распознания цвета и формы, знакомство с основами безопасной жизнедеятельности, поощрение и развитие творческого мышления воспитанников МДОУ.
Электронные образовательные ресурсы о помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ.
Самостоятельный доступ воспитанников к сети Интернет, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ исключен.
На разных этапах коррекционной работы активно используются информационно-компьютерные технологии, которые позволяют активизировать компенсаторные механизмы и призваны способствовать эффективной коррекционной работы по восстановлению нарушенных функций, в том числе указанные технологии приспособлены для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Основными направлениями коррекционно-развивающих занятий являются логопедическая практика, развития навыков распознания цвета и формы, знакомство с основами безопасной жизнедеятельности, поощрение и развитие творческого мышления воспитанников МДОУ.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской и пр.) воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ имеется коррекционное оборудование: зона бизибордов («Цветоландия», «Теремок»), мягкие модули, мягкие маты, «сухой бассейн», массажные мячи, набивные мячи, «дорожки здоровья», большое количество дидактических игр для развития мелкой моторики, столы для песочной терапии "Светлые эмоции" в кабинетах логопеда и педагога-психолога. Для работы с детьми с ОВЗ имеются доски Бильгоу при работе по методике мозжечковой стимуляции головного мозга.
На территории детского сада оборудован игровой комплекс для детей с ОВЗ и песочница для детей-инвалидов.
Общежитие и интернат не предусмотрены.
Общежития , интерната не предусмотрено.
- Документы
-
СанПиН 2.3/2.4.3590-20
(.pdf, 3.3 МБ
Просмотреть/
Скачать
)
-
Приказ "О назначении ответственных работников за организацию работы по обеспечению доступности объекта и услуг для инвалидов"
(.pdf, 807.2 КБ
Просмотреть/
Скачать
)
-
Положение о психолого-педагогическом консилиуме
(.pdf, 1.3 МБ
Просмотреть/
Скачать
)
-
Положение о комиссии по организации обследования и паспортизации объекта социальной инфраструктуры МДОУ
(.pdf, 727.6 КБ
Просмотреть/
Скачать
)
-
Политика обеспечения условий доступности для инвалидов и других маломобильных граждан объекта и предоставляемых услуг
(.pdf, 2.0 МБ
Просмотреть/
Скачать
)
-
План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ объектов и услуг в МДОУ
(.pdf, 688.1 КБ
Просмотреть/
Скачать
)
-
"Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО"
(.docx, 16.0 КБ
Скачать
)
-
"Организация работы педагогов с набором бизибордов "Теремок"
(.docx, 15.5 КБ
Скачать
)
-
"Организация педагогической работы с бизибордом "Цветоландия"
(.docx, 15.4 КБ
Скачать
)
-
"Как разговорить дошкольника?"
(.docx, 1.5 МБ
Скачать
)
-
"Инклюзивный дошкольник в группе"
(.docx, 17.3 КБ
Скачать
)
- Бизиборды - комплексное средство развития дошкольниов (.docx, 1.4 МБ Скачать )